Бордюры

Бортовой камень, установка садового бордюра — разделитель между проезжей частью и тротуаром, имеющий характерный выступ, в отличие от бордюра.
Бетонные бортовые камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009-78. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры.

Примеры условного обозначения камней:

тип БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18;
тип БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8;
тип БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-AIV.

Тротуарная плитка — современный материал для покрытия тротуаров, улиц, подходов к зданиям. Плитка проста в установке и обслуживании. В отличие от асфальтового покрытия, не препятствует растениям в питании водой и газообмене. Она может выдержать большие перепады температур, не плавится от солнца и не выделяет вредные газы.

Тротуарная плитка может быть изготовлена из различных материалов. Наиболее классический — это бетон, данная технология проста в производстве и произведенная плитка выдерживает большие нагрузки. Но существуют и другие технологии: из натурального камня, обожженной глины достаточно оригинальный вариант напоминает текстуру кровельной черепицы и несмотря на свою простоту и известность вышедшая совсем недавно на рынок тротуарная плитка из дерева. Так же существует резиновая тротуарная плитка.

История тротуарной плитки
Производство было изобретено в Голландии в XIX веке. Тротуарная плитка использовалась при строительстве дорог из-за недостатка в стране каменных материалов. После того, как применение такого материала было признано достаточно успешным, производство тротуарной плитки началось и в других странах.

В России брусчатка из искусственных материалов появилась в 1970-х — 1980-х годах. Первоначально использовались массивные железобетонные плиты квадратной и прямоугольной форм. Производство фигурной тротуарной плитки началось в середине девяностых годов XX века, сначала только методом вибролитья. На данный момент это достаточно популярный строительный материал.

Производство
Бетонная тротуарная плитка изготавливается промышленно из смеси цемента, заполнителя и воды.

Тротуарную плитку производят тремя основными методами:

вибропрессование полусухих смесей;
гиперпрессование полусухих смесей;
вибролитьё.
Вибропрессование
Бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), которая стоит на станине. Станина непрерывно вибрирует. На смесь сверху начинает давить пуансон (деталь обратная матрице, идеально точно входящая в неё, как поршень в цилиндр) и давит до полного уплотнения смеси. Пуансон тоже непрерывно вибрирует. После этого матрица и пуансон поднимаются, а на поддоне остается готовое изделие. Метод высокопроизводителен и допускает высокую степень автоматизации в производстве тротуарной плитки.

Гиперпрессование
Основным отличием этого метода является то, что уплотнение бетонной смеси производится за счет очень высокого давления без вибрации. Прилагаемое давление, как правило, составляет от 150 до 250 килограмм на 1 квадратный сантиметр поверхности и может отличаться в зависимости от сырья. Гиперпресс — это гидравлический пресс с односторонним или двухсторонним действием. Односторонние прессы имеют один цилиндр, который приводит в действие пуансон. Двухсторонние прессы имеют два цилиндра и уплотнение производится между двумя пуансонами — верхним и нижним. Применение двухсторонних прессов дает возможность бороться с градиентом уплотнения, который возникает из-за того, что в месте применения силы пуансоном уплотнение максимальное, а по мере передачи давления по смеси происходит уменьшение силы уплотнения вследствие передачи этой силы на стенки пресс-формы. Метод имеет высокую производительность, допускает высокую степень автоматизации и, в некоторых случаях, позволяет избавиться от технологических поддонов и организовывать складирование непосредственно на транспортные поддоны вследствие высокой начальной прочности изделий.

Вибролитьё
Мелкозернистая бетонная смесь укладывается в пластиковую форму. Форма ставится на вибростол (стол с непрерывно вибрирующей поверхностью) и выдерживается на нём некоторое время. После того как бетонная смесь в форме уплотнилась, о чем можно судить по образованию цементного молочка на поверхности бетона, форму снимают с вибростола, выставляют на стеллажах с ровной поверхностью и укутывают пленкой для предотвращения обветривания бетона и испарения влаги во время гидратации цемента, либо складируют в специальном помещении с высокой влажностью и высокой температурой (устанавливаются специальные нагреватели-выпариватели) для более быстрого набора прочности. Распалубочную прочность тротуарная плитка набирает в течение суток при температуре окружающей среды 20-25 °C, при температуре свыше 60 °C набор прочности ускоряется до 8 часов, набор 80-85 % конечной прочности, бетон достигает через 72 часа при температуре 20-25 °C, после этого плитка готова к транспортировке и укладке. Конечную прочность бетон набирает через 28 суток с момента его заливки.