Ремень ГРМ

Газораспределительный механизм (замену ремня грм в шкоде фабия) — механизм управления газовыми потоками в цилиндре мотора внутреннего сгорания, переключающий фазы газораспределения.

Состоит из распределительного вала — либо нескольких валов — и механизмов привода к ним, клапанов, открывающих и закрывающих впускные и выпускные отверстия в камерах сгорания, и передаточных звеньев — толкателей, штанг, коромысел и некоторых вспомогательных деталей (регулировочных элементов, клапанных пружин, системы поворота клапанов и проч.) В некоторых конструкциях система разделения представлена вращающимися либо качающимися распределительными гильзами либо золотниками.

Система привода распределительного вала четырехтактного мотора в любом случае обеспечивает его вращение с угловой скоростью, равной 1/2 угловой скорости коленвала.

Классификация механизмов газораспределения производится в зависимости от того, каким образом в них осуществляется управление впуском и выпуском. Традиционно выделяют четыре типа механизмов управления впуском и выпуском — поршневые, золотниковые, клапанные и гильзовые.

Механизм газораспределения с поршневым управлением впуском и выпуском используется на двухтактных моторах. В нём фазы газораспределения задаются за счёт осуществляемого непринужденно поршнем открытия и закрытия окон в стенке цилиндра. Впускное окно традиционно открывается при расположении коленчатого вала, в котором поршень не доходит 40—60° до нижней мёртвой точки (по углу поворота коленвала), а закрывается через 40—60° позже её прохождения, что даёт довольно тесную фазу впуска — не больше 130—140°. На высокофорсированных спортивных моторах открытие впускного окна может производиться за 65—70° до НМТ, что расширяет фазу впуска, но при этом работа мотора на мелких и средних циклах становится неустойчивой, гораздо возрастает малоэффективный расход топлива из-за обратного выброса топливной смеси в атмосферу. Выпускное окно открывается приблизительно за 80-85° до достижения поршнем нижней мёртвой точки, а закрывается через 80-85° позже её прохождения, что даёт продолжительность фазы выпуска около 160—165°. Фаза продувки имеет продолжительность около 110…125°. Симметричность фаз газораспределения при поршневом управлении впуском и выпуском обусловлена тем, что взаимное расположение поршня и окон в стенке цилиндра идентично как при ходе вверх, так и при ходе вниз. В двухтактных моторах большого объёма либо на один цилиндр два поршня, либо через окна в стенке цилиндра производится только впуск, а выпуск осуществляется с поддержкой клапана.

Для управления впуском применяется золотник (клапан) дискового, лепесткового либо мембранного типа. Вследствие ему удаётся сделать фазу впуска асимметричной касательно ВМТ и увеличить её продолжительность до 180—200°, тем самым усовершенствовавши наполнение цилиндра.

Также золотниковое газораспределение с поршневыми либо вращающимися золотниками применялось на некоторых четырёхтактных моторах начала XX столетия, но позднее вышло из употребления.

Разновидностью золотникового является гильзовое газораспределение, рассмотренное отдельно ниже по тексту.

С клапанным управлением газораспределением
Управление газораспределением осуществляется при помощи тарельчатых клапанов, как правило имеющих привод от распределительного вала. Эта система особенно распространена на современных четырёхтактных моторах, а также сильных двухтактных (с клапанно-щелевой продувкой, имеются только выпускные клапана).

Классификация
По расположению клапанов выделяют моторы:

Нижнеклапанные (с боковым расположением клапанов);
Верхнеклапанные (в ветхой литературе — «с подвесными клапанами»);
Со смешанным расположением клапанов.
По расположению распределительного вала выделяют моторы:

С распредвалом, расположенным в блоке цилиндров (Cam-in-Block);
С распредвалом, расположенным в головке блока цилиндров (Cam-in-Head);
Без распределительного вала.
По этим знакам клапанные механизмы четырёхтактных моторов внутреннего сгорания разделяются на целый ряд подтипов.